Большинство современных цифровых продуктов от Spotify до TikTok проходили примерно одинаковые этапы разработки. В статье рассмотрим все шаги от идеи до запуска сервиса, разберёмся, как позаботиться о конкурентном преимуществе, какие задачи можно отдать подрядчику и что лучше делать самостоятельно.
Продукты, которые завоёвывают рынок, всегда делают что-то лучше конкурентов. Когда Майк Кригер и Кевин Систром основали Instagram*, когда на рынке уже было много приложений, где люди публиковали фотографии. Основатели добавляли новые функции, но ещё не нашли свою «киллер-фичу» — опцию, способную вызвать любовь аудитории к продукту.
Затем Майк и Кевин заметили рост популярности фильтров. Они делали даже неудачные снимки привлекательнее и позволяли любому владельцу смартфона чувствовать себя профессиональным фотографом. Основатели стартапа быстро удвоили ставки, разработав и внедрив сразу несколько новых улучшенных фильтров. Это привело к такому росту популярности Instagram*, что ему удалось обойти всех конкурентов.
В этой статье расскажем, из каких этапов состоит разработка цифрового продукта и как искать конкурентное преимущество. Разберём, что основателям продукта лучше делать самостоятельно, а что — отдать на аутсорс.
10 этапов разработки цифрового продукта
Изучение рынка, потребителей и поиск ниши
Делать продукт, который кажется очень нужным и перспективным только фаундерам, — опасная затея, которая может обернуться напрасной тратой денег на разработку.
Сервисами пользуются, когда они представляют ценность для аудитории — закрывают её потребности, делают жизнь проще, дарят позитивные эмоции при использовании.
Чтобы сформулировать идею продукта, нужно изучить рынок — понять, какие потребности и нерешённые боли есть у людей и как их можно закрыть с помощью сайта или приложения.
Есть разные способы это сделать:
- Изучить рынок по открытым источникам. Консалтинговые компании часто публикуют исследования разных ниш. Из них можно узнать средние по больнице данные. Опираться на них на 100% не стоит, но информация точно даст почву для размышлений. Также исследовательские компании продают подробные отчёты с количественными данными и статистикой о потребительском поведении.
- Рассчитать примерный объём рынка. Понять, скольким людям потенциально будет интересен ваш продукт. Например, если вы хотите сделать сервис для молодых родителей в России, можно посмотреть в данных Росстата, сколько людей до 30 стали родителями за последний год.
- Сделать конкурентный анализ. Выделить прямых и косвенных конкурентов и изучить, как они закрывают потребности пользователей, у кого самая большая аудитория и почему. Прямые конкуренты — компании, которые продают одинаковые товары или оказывают те же услуги, что и вы. Например, Coca-Cola и Pepsi — прямые конкуренты. Косвенные конкуренты — это фирмы, которые закрывают одну и ту же потребность аудитории, но разными способами. Например, студия йоги и массажный салон помогают избавиться от боли в спине.
- Провести собственное исследование (или заказать его). Выделить целевую аудиторию, найти её представителей и провести с ними глубинные интервью, фокус-группы, просто понаблюдать за их поведением.
На первый взгляд, это самый надёжный способ найти незакрытые боли пользователей, но здесь много подводных камней. Например, если фаундер стартапа без опыта в исследованиях будет сам проводить интервью, он может неверно истолковать слова респондентов и раньше времени решить, что его гипотеза подтверждена.
Сформулировать идею продукта
В России распространены кейсы, когда предприниматели пытаются запустить «убийцу Amazon», «аналог Tinder» и так далее. Попытка вытеснить старый сервис похожим продуктом, но с новыми функциями, может оказаться успешной, но лучше двигаться в другом направлении — искать свободные ниши. Не фокусируйтесь чрезмерно на причинах успеха уже существующих компаний. Настоящий прорыв находится за пределами их деятельности.
Пример
До запуска Uber такси было дорогим удовольствием — не каждый мог позволить себе ездить на нём несколько раз в день. Кроме того, такси приходилось заказывать за несколько часов до поездки, чтобы куда-то успеть вовремя.
Потребительский рынок был маленьким из-за дороговизны услуги, а автопарков — много. Как итог — среди компаний была большая конкуренция.
Uber вышел на рынок, закрывая потребность в «машине прямо сейчас». Такси стало приходить быстрее, более того, его можно было заказать в 2 клика по доступной цене. Услуга стала доступнее — рынок потребителей расширился. Отдельные разрозненные таксопарки не были конкурентами Uber, но стали его клиентами. Uber — дисраптор на рынке такси. Его появление изменило правила и нормы в устоявшейся сфере.
Формируя идею цифрового продукта, исходите из целевого рынка, который до этого изучали. Чтобы продуктом пользовались, он должен решать известные проблемы аудитории лучше конкурентов. Либо предвосхищать ожидания и закрывать боли, которые люди сами не осознают.
Подчеркнём, что идея продукта — это не расписанное по пунктам с подробностями техническое задание. На этом этапе не нужно продумывать всю функциональность сервиса с его потенциальными возможностями. Идея продукта — это выявленная проблема пользователя и догадка о том, как её решить с помощью сайта или приложения.
Один из способов проверить идею продукта с меньшими затратами на запуск — сделать простое MVP. Мы в Creonit помогаем за ~2 месяца запускать готовые цифровые продукты с помощью нашей low-code платформы для разработки Oberton, сокращая срок и стоимость разработки в 2-3 раза (по сравнению с классическим циклом разработки), а также стоимость владения продуктом.
Поиск команды
Команда разработки продуктов обычно состоит из следующих ролей и обязанностей:
- Управление продуктом.
- Аналитика.
- Дизайн.
- Разработка.
- Маркетинг и продажи.
Когда вы определились с идеей продукта, важно честно оценить возможности. Есть ли у вас ресурсы, чтобы нанимать собственную команду и расширять отделы? Найм штатных разработчиков, дизайнеров и аналитиков может стать сложной и долгой задачей. В то же время важно, чтобы стратегические решения принимал кто-то из инхаус-команды. По этой причине не стоит искать продакт-менеджера или директора по маркетингу на аутсорсе.
Если вы обнаружите несоответствие между составом команды и амбициями, можно передать производство продукта студии или агентству. Далее расскажем, как происходит разработка продукта в сотрудничестве с аутсорс-продакшном.
Аналитика и проектирование
Задача основателей компании — сформулировать идею продукта. Далее подрядчик вместе с фаундерами определяют функциональность, которая будет отвечать интересам бизнеса и аудитории.
Первым делом BA/SA-аналитики проведут бриф с компанией. Проанализируют бизнес-цели, планы по развитию, данные о бизнес-среде, конкурентах и пользователях, которые уже есть.
На основе собранной информации аналитики соберут и задокументируют требования к будущему сервису. Выделят необходимую функциональность и приоритизируют её. Решат, какие функции должны быть в MVP, а что лучше оставить для следующих итераций разработки. Затем аналитики продумывают концепцию и структуру сервиса.
Далее дизайнеры создают прототип — кликабельный образец продукта в виде проекта в Figma. Так команда заказчика сможет самостоятельно просмотреть все экраны. Когда функциональность согласована с бизнесом, с помощью прототипов можно провести юзабилити-тест и проверить, насколько хорошо пользователи понимают функциональность и ориентируются в интерфейсе.
Дизайн
На основе утверждённых прототипов дизайнеры создают дизайн-концепцию, а затем макеты всех страниц. Для определения стиля используют визуальные брифы и согласовывают референсы с заказчиком. Также дизайн-команда разрабатывает UI-кит и дизайн-систему, чтобы отрисовка и разработка новых страниц занимали меньше времени. В этом решении на цифрах показали, сколько часов на проекте экономит внедрение дизайн-системы.
Разработка
Если разработку ведёт аутсорс-компания, важно выстроить грамотное планирование спринтов. Лучше строить работу таким образом, чтобы у команды разработки в бэклоге были задачи на 2-3 спринта вперёд. Это поможет избежать пауз в работе над продуктом, если со стороны бизнеса будут задержки в обратной связи и согласованиях.
Языки программирования, фреймворки и базы данных для разработки выбирают во время составления технического задания.
Подрядчики разрабатывают проекты на демо-площадке, которая расположена на их сервере. Заказчику выдают логин и пароль для входа на площадку, чтобы он мог наблюдать за процессом.
Тестирование и отладка
QA-инженеры тестируют всю функциональность продукта в конце каждого спринта. Делают это с помощью разных методов: ручного тестирования, нагрузочного тестирования и автотестов. Все обнаруженные ошибки в работе продукта отдают команде разработке, чтобы сразу устранить их.
Запуск
Завершается разработка продукта финальным тестированием, демо-презентацией, деплоем и запуском продукта в сторы, если это приложение. После деплоя подрядчик готовит инструкции к проекту, переносит его на сервер заказчика и передаёт исходный код.
Теперь продукт готов к первому контакту с пользователями.
Сбор обратной связи от пользователей
После запуска цифрового продукта важно удостовериться, насколько он удовлетворяет потребности пользователей и помогает бизнесу развиваться. Для этого выделяют контрольные метрики и сравнивают их с данными о поведении пользователей в продукте.
На что можно смотреть:
- Трафик — количество пользователей, которые посетили ваш сайт или приложение.
- Конверсии в целевое действие: регистрации, добавление товаров в корзину, завершение транзакции и так далее.
- Среднее время, которое пользователи проводят в продукте.
- Отказы — процент пользователей, которые покинули ваш сайт или приложение в течение первых 30 секунд.
- Обратная связь от пользователей — количество и качество отзывов, комментариев и оценок.
- Коэффициент удержания пользователей — процент пользователей, вернувшихся на ваш проект после первого посещения.
- Монетизация — количество денег, заработанных на рекламе или платных функциях.
- Частота использования — как часто пользователи возвращаются и используют ваш продукт.
Ориентируясь на метрики и отзывы, можно понять, в чём слабые места продукта или всей бизнес-модели и улучшить их.
Развитие продукта
После запуска цифрового продукта его жизнь только начинается. Чтобы не терять пользователей, продукт нужно развивать — добавлять новые функции, интеграции, улучшать производительность и UX. Для этого нужно снова изучать рынок, конкурентов и ваших клиентов.
Итого
Жизненный цикл разработки цифрового продукта — это путь от идеи до реализации проекта с учётом всех его факторов: потребностей пользователей, конкурентных преимуществ, функциональности и ресурсов компании.
Самая сложная задача — придумать идею продукта и обеспечить его конкурентное преимущество.
*запрещённая в России соцсеть
Если вы хотите воплотить идею в цифровой продукт — напишите нам в форму ниже. Мы изучим ваш запрос и подберем лучшее решение.